В ходе прямой линии, организованной порталом «Алтайский спорт» Сергей Кизилов, вице-президент федерации горнолыжного спорта и сноуборда Алтайского края, директор краевой СДЮШОР «Горные лыжи», ответил на вопросы жителей края.
Николай: Много говорится и пишется про развитие горнолыжного спорта на Алтае, но почему-то в стороне остаётся сноуборд, хотя эти виды спорта входят в одну федерацию. Что делает Алтайская федерация для развития сноуборда у нас в крае?
Николай: Много говорится и пишется про развитие горнолыжного спорта на Алтае, но почему-то в стороне остаётся сноуборд, хотя эти виды спорта входят в одну федерацию. Что делает Алтайская федерация для развития сноуборда у нас в крае?
В дальнейшем дети из СДЮШОР «Горные лыжи», не зарекомендовав себя в горнолыжном спорте, будут переходить в сноуборд.
Семен Семеныч: Почему у России так мало успехов в горнолыжном спорте? По наградам, завоеванным на престижных международных соревнованиях, «горнолыжка» рядом не стоит с хоккеем, биатлоном, лыжами, фигурным катанием, коньками. Вообще, стоит ли его развивать? Едва ли мы когда догоним страны с многолетними традициями горнолыжного спорта.
Сергей Кизилов: Если так рассуждать, то можно вообще в стране ничем не заниматься. Альпийские страны лет на 50 стали развивать горные лыжи раньше, чем Россия. Тем не менее, нам есть, чем гордиться. Евгения Сидорова и нынешний президент федерации горнолыжного спорта и сноуборда России Светлана Гладышева были призёрами Олимпийских игр, Александр Жиров обыгрывал легендарного Стенмарка, те же Цыганов, Макеев, Андреев становились призёрами этапов Кубка мира. Думаю, скоро к российским горнолыжникам вновь придут результаты.
Семен Семеныч: Какими качествами должен обладать горнолыжник? В детском спорте сейчас активно проводят тестирование, чтобы определить, подходит ребенок этому виду спорта или нет. Проводится ли у вас тестирование, и на выявление каких качеств оно направлено?
Сергей Кизилов: Мы берём всех детей, которые хотят заниматься горными лыжами. В ходе тренировок уже видно, у кого получается лучше, а у кого хуже. Основное качество для горнолыжников, естественно, – координированность. Она нарабатывается в тренировочном процессе. Более координированные ребята раньше других начинают показывать высокие результаты.
Cергей: Как дети справляются с психологической нагрузкой, которая выпадает на их долю в соревновательные дни? Планируете ли ввести в штат спортшколы ставку психолога?
Сергей Кизилов: Психолога в штате школы нет, но мы сотрудничаем с краевым врачебно-физкультурным диспансером. В прошлом году администрация края закупила для диспансера современное оборудование, которое позволяет исследовать в том числе психологическое состояние спортсменов.
Любитель горных лыж: Сергей Иванович, любители горнолыжного отдыха из Алтайского края предпочитают проводить выходные в кемеровском Шерегеше. Говорят, там интереснее и комфортнее. Сказывается ли массовый наплыв отдыхающих положительным образом на местной спортивной школе? Или эти вещи никак не связаны?
Сергей Кизилов: Эти вещи никак не связаны. Спортивные школы, в том числе и наша, выстраивают тренировочный график так, чтобы спортсмены не мешали отдыхающим, а отдыхающие – спортсменам: отдельно включаются другие канатки, в пиковые дни тренировки проводятся утром.
В России горнолыжные комплексы, как и во всём мире, в основном, - частные. Спортивные школы являются одними из арендаторов: проводят тренировки и соревнования. Это выгодно и комплексам, и нам. Спортшкола не отвлекается на хозяйственные нужды, где требуется огромный людской ресурс – на проведение искусственного оснеживания склонов, на ремонт техники, если она вышла из строя, и многое другое. Спортшкола приходит на уже подготовленные трассы и работает над повышением результатов. И это правильно.
Вера Ивановна: На мой взгляд, сегодня в Алтайском крае происходит феноменальный прорыв в горнолыжном спорте. Если программа развития этого вида и впредь будет выполняться на 100%, как в предыдущие 2-3 года, то могу с уверенностью заверить скептиков в том, что наши спортсмены подойдут вплотную к результатам мировых лидеров уже через 4-5 лет.
Сама спортсменкой не являюсь, но за выступлениями ребят из Алтайского края слежу внимательно. Александр Каленкин на сегодняшний день является лидером среди юношей, а кто из девушек возглавляет рейтинг алтайских горнолыжниц? И есть ли среди них такие, которые сочетают в себе природный талант с упорством на тренировках (ведь это ближайший путь к успеху)?
Сергей Кизилов: Самые старшие девочки в СДЮШОР «Горные лыжи» – 1998 года рождения, то есть им всего по 14 лет. По итогам прошлого года в российском рейтинге Александра Ковальчук стояла четвёртой, Ольга Заподойникова – шестой, Алания Чернова – седьмой. Три спортсменки из нашей школы в десятке лидеров – думаю, это очень хорошо. Им не всегда хватает стабильности, хотя на двух недавних всероссийских стартах в Белокурихе Алания Чернова показала четвёртый и шестой результаты. В отсутствии медалей ничего страшного нет, ведь спортсменкам ещё только по 12-13 лет. Надо работать и тренерско-преподавательскому составу, и девочкам. Кто будет усердно трудиться, тот и получит результат.
В марте Белокуриха примет ещё одни всероссийские соревнования «Олимпийские надежды», где будут участвовать дети 11-12 лет. Надеемся, на этих стартах наши девочки начнут завоёвывать медали.
Дмитрий: Будет ли развиваться горнолыжка в Заринском районе?
Сергей Кизилов: Многие предгорные районы Алтайского края – Чарышский, Алтайский, Солонешенский – имеют условия для развития горнолыжного спорта. Но для этого должно быть желание на местах у руководителей районов и предпринимателей. Насколько мне известно, в селе Алтайском один из предпринимателей запустил подъёмник и сейчас выбрал ещё один склон, в нижней части которого также будут развиваться лыжные гонки и биатлон. Что касается крупных комплексов, то скоро инвесторы должны прийти на «Бирюзовую Катунь», хорошие перспективы стать горнолыжным центром у горы Церковка в Белокурихе.
Вячеслав Алексеевич: Всю работу по подготовке инвентаря во время проведения учебно-тренировочных сборов и соревнований делают сами тренеры, или у вас есть специально обученные люди?
Сергей Кизилов: Во всех горнолыжных школах, причём не только в России, но и за рубежом, сейчас нет сервисменов – людей, которые бы готовили инвентарь детям. Этим занимаются тренеры. Сервисы работают только в сборных командах страны.
Конечно, наличие сервисмена освобождало бы значительную часть времени тренеров. Сервисменом может быть бывший спортсмен, который подготовил не один десяток лыж. Такой специалист должен владеть не только заточкой канта лыж, но и знать технологию смазки.
Григорий: По итогам «Кубка Губернатора» Алтайский край уступает Камчатке и Красноярску. Может быть, у них тренерский штаб сильнее, или дети более талантливы, или они больше тренируются за границей? Поднажмите, ребята! Уже хочется быть в Сибири первыми!
Сергей Кизилов: Нашей школе всего четыре года. В Сибири мы проигрываем Красноярскому краю и Кемеровской области. Думаю, пройдёт немного времени, и мы будем лидерами. Юноши в возрастной группе 13-14 лет уже обыгрывают и Камчатку, и Кузбасс, и Красноярский край. Так, например, было на недавнем турнире на призы памяти Шайхлисламова. Сейчас к парням должны подтянуться девочки.
Алёнка: Федерация горнолыжного спорта и сноуборда Алтайского края активно приглашает тренеров и спортсменов из других регионов. Пожалуй, самые яркие примеры – тренер по горным лыжам, мастер спорта международного класса Елена Литвинова, которая недавно переехала с Камчатки в Белокуриху, и сноубордист из Таштогола Андрей Соболев, который в этом сезоне показывает отличные результаты и уже является лидером сборной России. Могли бы вы как один из руководителей местной федерации пояснить, для чего в Алтайский край приглашаются тренеры и спортсмены из других регионов? Какую миссию они должны здесь выполнить?
Сергей Кизилов: У всех людей разные причины на переезд. Кто-то, как Елена Литвинова, делают это по семейным обстоятельствам. Она мастер спорта международного класса и свой богатый опыт сможет передать молодым спортсменам. При этом подчеркну, что работать тренером она начала в Алтайском крае. Сейчас с Камчатки к нам приехала ещё один тренер-преподаватель – Зоя Потапова, воспитавшая нескольких победителей первенств России. Она будет работать с детьми самого младшего возраста.
Андрей Соболев и другие сноубордисты выступают за Алтайский край на параллельном зачёте – это нормальная практика. В других регионах им не были созданы условия, подобающие спортсменам этого уровня. Мы такие возможности нашли. Выступая за наш регион, эти спортсмены популяризируют сноуборд в Алтайском крае. Услышав об успехах алтайских сноубордистов, больше людей станут интересоваться этим видом спорта, а кто-то, возможно, захочет в нём попробовать себя.
Виталий: Уважаемый Сергей Иванович, чем можно объяснить, что юноши краевой спортшколы «Горные лыжи» выступают значительно лучше девушек?
Сергей Кизилов: Так сложилось, что после открытия школы ребят было больше, чем девочек. Соответственно, и конкуренция у парней оказалась выше. Это одна из основных причин.
Думаю, ещё не у всех девочек пришло время показывать результаты. Самое главное – чтобы у них было желание работать, совершенствоваться, исправлять ошибки, которые не позволяют им показывать высокие результаты сейчас.
Максим: Сергей Иванович, слышал, что вы один из руководителей судейской бригады, которая будет обслуживать соревнования горнолыжников на Олимпийских играх в Сочи. Какие функции вы должны выполнять? И правда ли, что в этой бригаде сразу несколько представителей Алтайского края?
Сергей Кизилов: Да, в настоящее время я нахожусь на горнолыжном комплексе «Роза Хутор» в Сочи. Здесь проходит этап Кубка мира. Для России это дебют: наша страна впервые стала организатором Кубка мира. Во времена Советского Союза эти соревнования у нас тоже не проводились.
Я являюсь начальником мужских трасс скоростного спуска и супер-комбинации. В мои функции входит контроль за группами разметки, заглаживания, быстрого реагирования и другими. В подчинении где-то 300-350 человек.
Помимо меня, сочинский этап Кубка мира обслуживают ещё шесть представителей Алтайского края: Алексей Камышов, Виктор Меркулов, Сергей Ахрименко, Владимир Соснин, Владимир Таланкин и Алексей Голобородов. Они отвечают за разные участки работы: кто-то является руководителем секции, кто-то – контролёром. В резерве находятся ещё два-три судьи с Алтая, которые с большой долей вероятности тоже будут обслуживать Олимпиаду.
Пётр: Скажите, может ли горными лыжами заниматься ребёнок из семьи, чей доход меньше 20 тысяч рублей в месяц? Или нам поискать что попроще?
Сергей Кизилов: Многие дети, которые являются лидерам СДЮШОР «Горные лыжи», из малоимущих семей, которые имеют доход меньше 20 тысяч рублей. Эти дети обуты, одеты. Сейчас спортшкола обеспечена всем необходимым для занятий инвентарём. То есть, придя в секцию, необязательно покупать экипировку – ребёнку почти всё предоставят. Единственное, у него должен быть свой костюм. Средняя стоимость детского костюма – 3-4 тысячи рублей.
Ведущие спортсмены нашей школы имеют по 6-7 пар лыж и всю экипировку – несколько костюмов, комбинезоны, шапочки, очки, шлемы... Всё это за государственный счёт. Выезды на сборы – и по России, и за рубеж – для детей тоже ничего не стоят. Но должен отметить, что всё это касается тех спортсменов, которые своими результатами обращают на себя внимание. Мы всё-таки имеем формат школы олимпийского резерва и работаем на результат. Есть отдельный рейтинг в школе, есть общероссийский рейтинг. Если ребёнок по своему возрасту входит в пятёрку лучших, то, естественно, он всем обеспечен. Если ребёнок на каком-то этапе идёт на 10-м или 15-м месте и не входит в состав сборной Алтайского края, то поездки оплачиваются за родительский счёт.
Такой же формат работы в спортивных школах Австрии, Швейцарии, Италии: в первую очередь поддержка сильных воспитанников. Тут мы ничего не придумываем, работаем по европейской модели.
Игорь: Сергей Иванович, каждый год слышу, что гора Благодать – маленькая для проведения серьёзных соревнований, все кому не лень твердят, что надо оснеживать Церковку. Но дальше разговоров дело не двигается. Почему? И что надо сделать, чтобы ситуация изменилась?
Сергей Кизилов: Что касается Церковки, то дело не стоит на месте. На Кубке губернатора в Белокурихе присутствовал Александр Богданович Карлин, и была организована его встреча с представителями федерации горнолыжного спорта и сноуборда России. Президент федерации Светлана Алексеевна Гладышева не смогла на ней присутствовать, так как находилась за рубежом, но был генеральный секретарь федерации Алексей Курашов. Он передал Александру Богдановичу письмо, в котором федерация просит краевые власти рассмотреть возможность установки системы искусственного снегообразования на горе Церковке. Насколько мне известно, губернатор уже дал поручение изучить этот вопрос своим заместителям Даниилу Владимировичу Бессарабову, Михаилу Павловичу Щетинину и Владимиру Геннадиевичу Притупову.
Почему оснеживание Церковки имеет столь большое значение для дальнейшего развития горнолыжного спорта и сноуборда в Алтайском крае? Длина трассы на Церковке – 2,5 километра, а перепад высот – 550 метров. Это даст новый приток туристов в Белокуриху, потому что на сегодняшний день там недостаточно сложные склоны. После оснеживания Церковки в полном объёме заработает кресельная дорога, наши спортсмены получат более качественный и сложный склон, что должно улучшить их результаты. Немаловажно и то, что мы сможем проводить в Алтайском крае соревнования более высокого уровня: чемпионат и первенство России, международные старты не только в слаломе, но и в слаломе-гиганте, супер-гиганте и скоростном спуске. На установку системы искусственного снегообразования на Церковке требуется 53 миллиона рублей.
1 комментарий:
Сколько вранья...
Отправить комментарий