Слушать «Радио», FM 104.0

.
.
13 апреля 2014 г.

«Убивайте своих командиров, переходите на нашу сторону», - призывали китайцы. Часть. 2.

- Сразу же после автоматического огня из стрелкового оружия китайские артиллерийские и минометные батареи (а их было 18) с сопок открыли сильный огонь по острову. Под обстрел попали группы старшего лейтенанта Соловьева и лейтенанта Клыги. Постепенно, разрывы начали приближаться и к моей группе, а затем - Маньковского. На миг мелькнуло в голове, что до увольнения в запасе осталось каких-то два месяца. Уже был собран дембельский чемодан...

Прямо перед нами появились первые китайцы, и я дал команду: «Огонь!». Завязался огневой бой, затем в него вступили БТР-60 ПБ и группа Маньковского. Ведение огня корректировалось китайскими наблюдателями с деревьев, хоть мы и сбивали их, но они снова залезали на них.

Первых наступающих мы уничтожили. До начала второй волны пополнили боеприпасы и стали ждать. Вдруг перед моей цепью появилась большая группа солдат, я закричал пулеметчику: «Огонь по ним, быстро!». Он дал длинную, в пол ленты, очередь, автоматчики тоже начали стрелять, что дало возможность уничтожить еще около взвода китайских солдат. Ненадолго стихло. Затем, недалеко от нас стали ложиться разрывы мин, одного из моих пограничников ранило в ногу. После того как обстрел прекратился, я решил поменять место изготовки вправо, так как подумал, что китайские наблюдатели нас засекли. Только мы переползли до кочек, как надо мной прошла длинная пулеметная очередь, зацепила за поднявшийся ворот полушубка, и полы нового полушубка разорвало в клочья. Вот, думаю, сволочи, такой полушубок испортили, где теперь другой брать. И только потом пришла мысль, что возьми китаец чуть ниже, тогда бы мне и думать не пришлось.

Это было к концу 2-го часа боя. Не знаю, чем все закончилось бы, но это увидел Яншин и прикрыл меня броней БТРа, дал возможность залезть в него через боковой люк. Несмотря на то, что боеприпасов, помимо носимого боекомплекта, нам дали еще 5 ящиков, они уже заканчивались: как у стрелков, так и на БТРах. А китайцы продолжали наступать, окружая нас. Мы получили добро на выход из боя.

Двигаясь вдоль моей цепи, мы стали собирать остальных, прикрывая их броней и ведя огонь по китайцам из пулеметов БТР. В моей группе было двое раненых, всего ранения получили 6 пограничников. Так, прикрывая друг друга, мы и вышли из боя. Самое главное - нанесли китайцам значительный урон, сковали их силы и не потеряли никого погибшими. Яншин пошел к начальнику отряда доложить о возвращении с острова, а я в это время сдал раненых. Нам дали время отдохнуть и готовиться к новому заходу на остров.

Я зарядил свои 4 магазина и расположился на КП. Стрельба с обеих сторон затихла. Привезли обед, как сейчас помню, пшеничную кашу. Я прослужил почти три года, никогда не ел её, лучше голодным похожу, а тут уж очень есть хотелось, ведь прошла ночь и половина дня. Я подошел к кухне, взял чашку и расположился на броне своего БТРа. Остальные тоже расположились кто где. Вдруг несколько минометов ударили по нашей косе. Одна мина попала в наш расчет СПГ-9, двух пограничников ранило, а одного разорвало. Как-то получилось, что у него не стало конечностей и головы, а его как будто посадило на кол и концы палки торчали с двух сторон. Другая мина попала в дерево и сломала его, третья - в мой БТР, где я и сидел. Я не помню, как слетел с него вместе с другими и оказался под ним. Дав один залп из минометов, китайцы стрельбу прекратили.

ММГ Яншина подготовилась к новому заходу на остров. Мне поручили собрать все расчеты ПКС, РПГ-7, СПГ-9, расположить их по берегу косы и не давать китайцам возможности перебегать со своей косы на остров, уничтожать бронированные цели китайцев в случае их появления и прикрывать заход на остров группы Яншина. Собрав расчеты, разместил их по берегу и как только китайцы начали перебегать, открыли огонь. Положили мы их тогда много.

Где-то после 15 часов подошла танковая рота, которая была обещана пограничникам ранее и начальник отряда, полковник Леонов, пошел в критический момент к острову, но его танк был подбит и он погиб.

Наш 4-ый или уже 5-ый выход на остров опять не удался, так как китайцы поддерживали свою пехоту артиллерийским и минометным огнем, у нас такой возможности не было, мы воевали только стрелковым оружием. Пришедшие 2 марта подразделения прикрытия границы 135 МСД никак не могли получить разрешения на открытие огня. Оно было получено только в 17 часов.

Дивизион «Град», артиллерийский полк, минометная батарея провели 10-ти минутный огневой налет, сметая засеченные ранее артиллерийские и минометные батареи китайцев, по их резервам и складам боеприпасов на китайском берегу. Несколько артиллерийских и минометных снарядов легли близко от нас и чуть не перебили.

На остров ни один снаряд не упал. После нашего артналета китайские батареи не сделали ни одного выстрела.

К 17-ти часам подошла на косу 4-ая и 5-ая рота второго МСБ Советской Армии на БТР 60 П, 199-го Верхнее-Удинского полка и совместно с пограничниками организовали наступление на остров, где еще продолжали сопротивляться китайцы. Китайские военнослужащие также как и 2 марта, проявили варварство и жестокость по отношению к нашим воинам. Так, в одну из контратак они подбили наш БТР-60 П, в нем находились раненые, но вынести их китайцы не дали, ведя сильный огонь из стрелкового оружия по тем, кто пытался подойти к горящему БТРу. В результате, все раненые сгорели.

К 20.00 остров был полностью очищен от китайцев. Мы потеряли в этом бою командира части полковника Леонова, старшего лейтенанта Маньковского, рядового Бильдушкинова, а также 14 пограничников из Комиссаровского погранотряда, ранено было 47 пограничников.

***

28 марта на заставе появился полковник Павлинов, который, увидев меня, сказал, чтобы я ехал на свою заставу в «Марково». Эта застава, как и все другие, продолжала нести службу в усиленном варианте. Личный состав усиленно готовили в вопросах боевого обучения и умением владеть 100% всем оружием заставы не только теоретически, но и практически на стрельбах днем и ночью, поэтому все стреляли из всех видов оружия. Боеприпасов на это обучение не жалели. Это был наивысший расцвет в боевом обучении пограничников, теперь такого нет, и не будет.

Видимо, так я был воспитан, да и под впечатлением от всего произошедшего я написал рапорт о зачислении в кадры офицерского состава пограничных войск КГБ СССР. Рапорт был удовлетворен и я остался служить дальше в пограничном отряде. А еще я дал себе клятву, что в память о погибших товарищах я прослужу всю свою службу в одном пограничном отряде, и я ее сдержал - прошел свой путь от рядового до подполковника в родном Дальнереченском отряде.

От редакции: За большой личный вклад в военно-патриотическое воспитание молодёжи и в связи с 45-летием событий на острове Даманский распоряжением от 19 февраля текущего года, Попов Николай Иванович и Степанов Иван Григорьевич поощрены благодарностью губернатора края.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

.

.
Размещение рекламы и частных объявлений в Белокурихе
 
Рейтинг@Mail.ru  Яндекс.Метрика