Слушать «Радио», FM 104.0

.
.
4 мая 2016 г.

Девочка-взрывник. В годы войны это было возможным…

Как Победу ковали на Алтайских рудниках – в Белокурихе

О том, как это было, вспоминала Валентина Васильевна Загородникова. Сегодня героине нашего рассказа – 87 лет. Живет она в Бийске, а в годы войны она, 13-летней девчонкой, работала взрывником на Белокурихинском руднике. Накануне Дня Победы корреспондент газеты «Белокуриха инфо» вместе со школьным учителем истории Константином Кожевниковым побывали у Валентины Васильевны в гостях.


Вместе с собой Константин Викторович привез уникальный альбом, на снимках которого запечатлены люди, работавшие на Белокурихинском руднике в разные годы. Глядя на пожелтевшие от времени фотографии и современные фото, Валентина Васильевна вспоминала о жизни на руднике, задавала вопросы нам, задавали вопросы и мы:

- Валентина Васильевна, Вы приехали на Алтай накануне войны. Как это произошло?

- Мы приехали с Нальчика. Ехали до Бийска почти месяц - четверо детей и мама. Наш поезд стоял в Свердловске, но не на вокзале, узнали, что война началась, это было 23 или 24 июня. День проедем, остановимся, забирали паровоз, не хватало паровозов, везли новобранцев на фронт. В середине июля только приехали в Бийск. Народу было на вокзале много, никто нас не встретил. Решили в Бийске остановиться, а братику младшему Толику было 4 года, он бегает, а потом смотрим, его какой-то мужчина подбрасывает вверх, потом увидели: так это же папа наш! Он говорит: «Я каждый поезд встречал». И вот мы поехали в Черновую, там у папы квартира была. 

Валентина Ивановна смотрит на фотоснимки:

- Главная штольня рассекала гору, та девятая была (Кулацкий Лог), а наша – первая, а напротив 9-й еще 11-я была. Была дорога, по ней возили руду на фабрику, по 12 часов работали. Когда начала работать фабрика, появилось у нас электричество. У нас все бараки были освещенные. Посередине стоял столб, на нем радио было. Школу открыли в 1942 году. До этого школы не было, а было много рабочих. В «гору» требовались рабочие, где шахты были, это «гора» называлась. « Где ты работаешь?» «В горе». «А кем?» Кто забойщиком, кто крепельщиком – у каждого своя работа была. 

- Как в буроносы попали? 

- Когда начались открываться шахты, начали искать буроносов. Не брали в 13 лет. Прибавила себе два года. Я ростом была высокая. И меня взяли. Вот двое мальчишек и нас - четыре девчонки. У каждого своя шахта была. Бурили вручную. Один держит бур, второй – кувалдой бьет. 12 часов так. А потом папа нашел другую, как он сам сказал, более серьезную работу. От слов: «Я беру тебя взрывником», я просто опешила. Но на руднике сразу два взрывника ушли на фронт, а шахты-то работают. Около месяца он учил меня взрывному делу. У меня допуск был к взрывным работам. Как уйдем в 4-5 часов дня и чуть ли не до утра. Около 100 шпуров взрывали за смену. У меня девятая, первая, вторая шахта были. Носила по 40-50 патронов, плюс детонаторы и бикфордов шнур. И нужно обязательно знать, сколько брать шпуров, чтоб хватило. У нас свисточки были, ходили, свистели, чтобы ни одного человека не было в штольне, работали в штреке с корбидкой, света не было. За полторы минуты, пока горит шнур, я должна убежать. Однажды взрывала штреки, в штольне зарядила и побежала на выход, и у меня расстрел вылетел из-под ноги, а уже начались взрывы. Я пока бежала, ящичек, корбидку, полейку, - все потеряла, и каску с головы. Лицо осколками породы поранила. Выскочила, и мне стало плохо. С рудника увезли меня, раны промыли, но отец на работу не пустил меня. А спустя пару месяцев начались взрывные работы на Макарьевском руднике, а взрывника там не было. Я собралась и ушла из дома. На Макарьевский рудник из Белокурихинского пешком пришла. Месяц или два я там работала. 

- Вы зарплату на руднике бонами получали?

- Папа за меня бонны получал. Каждый работал по разряду, у меня 2 разряд был. Мы получали 9-10 рублей боннами, а стоило у нас все копейки. На эти бонны жили. 

«Сможете ответить: как доставляли взрывчатку на рудник, ведь это опасное вещество?» – вдруг спросила Валентина Васильевна. Оказывается, взрывчатку доставляли на рудник только зимой, на санях. Хранилась она на охраняемых складах. «Но туда никто никогда не ходил, - говорит, - все знали, что такое «амоналка». 

- Как узнали про День Победы? 

- Телефона в Черновой не было, прилетел гонец, сообщил, что война кончилась, стали уже все на площади собираться, шли с плакатами, с песнями - с Осиновки, с Сосновки. Плакали, обнимались все, устроили пир. Выступали с речами, и гармошка, и баян тут появились, давай все танцевать. 

- Война коснулась каждой семьи, наверное, горе не обошло и Вашу…

- 15 человек с нашего рода не вернулись, погибли на фронтах войны. У папы военная бронь была, и как гонец с Черновой идет, так и думали, кого заберут? 

- Потом как сложилась Ваша жизнь?

- Я в 1945 году 7 классов окончила и уехала в Бийск, до сих пор здесь живу. А родители так и жили на руднике, я к ним приезжала, они мне рассказывали, что клуб там потом открыли, роддом. 

- После закрытия рудника приезжали в эти места?

- До 1961 года родители жили на руднике, я к ним приезжала. 

«С Красного Городка в 1999 году первый раз ходили вместе с детьми, маме был 81 год, - в разговор вступает дочь Валентины Васильевны - Тамара Владимировна Черных. - Пошли, заблудились, кругом вода, болото. Уже палатку поставили, потом немного прошли, говорим, что здесь это место должно быть по всем описаниям, - рассказывает дочь. - Мама не узнала место, лес уже наступил. 50 лет прошло. Когда в отвал уткнулись, тут мама заплакала. «Вот они, отвалы наши, нашли». 

Так случилось, что Валентина Васильевна Загородникова не имеет звания «Ветеран труда». «Не удалось восстановить документы, - говорит, - я 1986 году пошла на пенсию, свидетелей уже в живых не было». 

Единственная девочка-взрывник, работавшая в военные годы на алтайском руднике, с гордостью рассказывала о своем нелегком детстве, проведенном в горах близ Белокурихи, ее сверстники своим трудом приближали Победу, работая на вольфрамовых рудниках, где добывали стратегический металл, так необходимый при производстве танков и самолетов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

.

.
Размещение рекламы и частных объявлений в Белокурихе
 
Рейтинг@Mail.ru  Яндекс.Метрика