Слушать «Радио», FM 104.0

.
.
12 апреля 2014 г.

«Убивайте своих командиров, переходите на нашу сторону», - призывали китайцы. Часть. 1.

45 лет назад советские воины отстояли дальневосточные рубежи страны. 2 и 15 марта 1969 года пограничникам пришлось сдерживать натиск вооруженных подразделений армии КНР и нести потери. Остров Даманский стал символом героизма и мужества советских пограничников и армейцев, в кровопролитных боях отстоявших неприкосновенность наших государственных границ. О том, как это было рассказал Николай Иванович Попов.

Николай Иванович Попов - подполковник запаса, в звании младшего лейтенанта срочной службы воевал на Дальнем Востоке, о. Даманском. Представлен к ордену Красной Звезды, награжден 35 медалями и 18 нагрудными знаками. Почти тридцать лет он отдал службе в пограничных войсках, в составе Тихоокеанского пограничного округа охранял рубежи нашей Родины.

- Родился я и вырос в селе Сычевка, Смоленского района. Закончил 11 классов, когда пришло время служить в советской армии, - вспоминает Николай Иванович, непосредственный участник Даманских событий, проживающий в Белокурихе. - 1 июля 1966 года меня, вместе с другими 25-ю ребятами со Смоленского района призвали служить на Дальний Восток в пограничные войска.

В октябре 1967 года меня направили на 14-ю пограничную заставу «Марково». Зимой 1967-1968 года обстановка на границе резко ухудшилась. Китайцы все чаще стали выходить на лед реки Уссури, на наши острова, на заставах «Буссе», «Никольская», «Краснояровка», «Графская», «Княжевка», «Нижне-Михайловка», «Сопки Кулебякины», что отнимало значительные силы личного состава застав, а в отдельных случаях всего резерва пограничного отряда. Пресечение китайцев на границе обычно заканчивались кулачными драками, а позднее еще и палками.

Стоит отметить, что в течение многих десятилетий некоторые участки советско-китайской границы, проходящей по реке Уссури в Приморском крае, были определены в соответствии с Ангуйским договором от 28 мая 1858 года и дополнительного Пекинского договора от 2 ноября1860 года, согласно которым, остров Даманский, наряду с другими островами, принадлежал Советскому Союзу.

2 марта в 11.30 по местному времени мы узнали, что китайцы организовали вооруженное вторжение на заставе «Нижне-Михайловка» и застава ведет бой на острове Даманский. Мы были на учениях, которые сразу же прекратились и все подразделения начали выдвигаться на заставу. 2 марта 1969 года прибыл на заставу «Нижне-Михайловка», сразу же поехал вместе с другими офицерами вдоль нашего берега по льду реки к острову. 6 км проехали быстро, подъезжая к острову через нашу протоку, я увидел догоравшую на льду реки Уссури, недалеко от острова, машину ГАЗ-69 и машину технической помощи, которую китайцы подожгли минометным огнем. Выстрелов слышно не было, ближе к нашему берегу у косы стоял наш БТР, снаряд прошел через борт с правой стороны и разорвался внутри него, центральный прожектор БТР весь был издроблен и пробит пулями. Людей не было видно и мы все по льду побежали к южной части острова и встали под его высоким берегом. Нам, офицерам, дали по 20 человек пограничников и поставили задачу прочесать остров, выносить раненых, убитых и собирать вещественные доказательства.

Я зашел с северной части острова и начал беспрепятственно продвигаться к южной его части. Дойдя до вала, обнаружили лёжки, дно которых было устлано циновками. Снег возле них был сильно пропитан кровью, рядом у циновок лежали пустые и полупустые бутылки со спиртными напитками. Всего насчитали 308 лежанок. Все говорило о том, что расположение китайцев вдоль вала было подготовлено не на один час. Продвигаясь ближе к южной части острова, я обнаружил труп китайского военнослужащего с рваной раной на голове в области затылка.

После этого мы начали выносить наших погибших пограничников через реку на свою косу. Многих невозможно было узнать сразу. Они были сильно изуродованы, имели ножевые и пулевые раны, у одного на лбу кожа была разрезана и завернута. Все наши трупы лежали, не доходя метров 30-40 до вала, следовательно, они в основном были убиты в упор, а тяжело раненные добивались китайцами. Даже при беглом осмотре было видно, что китайские военнослужащие проявили исключительную жестокость, кололи их штыками и били прикладами. Это подтвердилось при медицинском освидетельствовании каждого погибшего пограничника.

Китайцы проявили исключительное варварство и зверство в отношении наших пограничников. Мы потеряли в этом бою 31 пограничника убитыми и один пропал без вести, 14 пограничников были ранены.

Обстановка в районе о. Даманский продолжала осложняться. Уже 2 марта на Киркинско-Даманском направлении с нашей стороны были развернуты подразделения 135 МСД. Китайцы подтянули к границе подразделение 24 пехотного полка со средствами усиления. На погран представительской встрече в г. Хутоу, китайцы подтвердили, что будут продолжать усиленные действия за о. Даманский, который в то время охранялся заставой ММГ круглосуточно. Но днем 14 марта охрана почему-то была снята, и китайцы воспользовались этой ситуацией.

В ночь с 14 на 15 марта в 23.30 я был вызван к начальнику отряда, полковнику Леонову Д. В. Вместе со мной для получения задачи к нему прибыли подполковник Яншин Е. И., старшие лейтенанты Маньковский Л. К., Соловьев В. И. и лейтенант Клыга А. Ф. Была поставлена задача с группой пограничников в количестве 40 человек и нас, 5 офицеров, на 4-х БТР-60 ПБ выдвинуться на о. Даманский ночью и, если на острове имеются китайцы, выбить их. А если их на острове нет, то расположиться там и занять оборону ближе к южной части острова.

До сих пор до конца непонятно кто отдал команду, чтобы подразделение ММГ, постоянно охраняющее остров, было оттуда снято, и остров остался без охраны.

В 01.30, теперь уже 15 марта я начал выдвигаться со своей группой с заставы «Нижне-Михайловка» в направлении острова по лесу, петляя среди деревьев. В 05.30 группы подошли к северной части острова. Моя группа в 10 пограничников, после остановки БТРа, расположилась цепью на оконечности болотца, что находилось рядом от начала вала Даманского. Слева от меня расположился со своей группой старший лейтенант Маньковский Л. К., а промежуток между нашими группами прикрывал мой БТР, его прикрывала цепь слева. Я дал команду группе оборудовать окопы для стрельбы лежа. После этого мы стали дожидаться китайцев. Их слышно не было.

С полным рассветом китайцы включили громкоговорящую установку и начали транслировать на русском языке: «Офицеры и солдаты Советской Армии, вы нарушили границу Китайской Народной Республики, это есть вооруженная провокация против китайского народа. Вы обязаны немедленно покинуть остров, иначе за все последствия несете ответственность вы...». Затем включили другую пленку, доказывая, что остров Даманский является китайской территорией. «Убивайте своих командиров, переходите на нашу сторону, получите хлеба и риса» и заканчивалась она словами «Долой нового царя, долой Брежнева». Мы лежали и слушали, им с сопок было видно нас как на ладони. С нашей стороны тоже была включена машина, которая начала вести трансляцию на китайском языке о том, что остров, согласно договорам, является советской территорией.

В 09.45 я услышал длинную автоматную очередь. Как оказалось, в это время китайцы со своего берега и опорного вала перебегали нашу протоку, начали заполнять южную часть острова, встретившись с нашей разведкой, обстреляли ее...

Комментариев нет:

Отправить комментарий

.

.
Размещение рекламы и частных объявлений в Белокурихе
 
Рейтинг@Mail.ru  Яндекс.Метрика