Справка: В металлическом виде вольфрам широко применяется в металлургической промышленности при выработке высококачественных специальных сортов стали. Введение в состав стали необходимого количества вольфрама чрезвычайно увеличивает их твердость и прочность. Такие стали почти не подвергаются коррозии, употребляются для изготовления ружейных и орудийных стволов, броневых плит, машинных частей и.д.
На Алтае много интересных и уникальных мест. В верховьях речушки Осиновки на сравнительно большой поляне долго (до лета 2005 года) горделиво стоял локомобиль – часть электростанции, которая обслуживала работавший в годы Великой Отечественной войны рудник.
Время безжалостным ластиком стирает следы и память человеческую. У кого-то не дрогнула рука: летом 2005 года – юбилейный год, - невзирая на бездорожье «искатели лома» добрались до уцелевших рудничных объектов и планомерно разрезали автогеном металлические конструкции, которые многие люди считали памятником ушедшей в прошлое эпохи.
Созданный в 1939 году рудник подчинялся Колыванскому рудоуправлению. Чтобы попасть из поселка на выработки и обратно, нужно было преодолеть невысокий, пологий перевал – «Перелом». Дальше вниз, по реке Осиновка, дорога шла в деревни Осиновка и Сосновка. Первым директором рудника была Мария Александровна Плотникова. На место открытого месторождения вольфрамовой руды прибыли специалисты, опытные рабочие. Для выполнения общестроительных работ было привлечено население близлежащих сел – Черновой, Белокурихи, Сычевки. В марте 1941 года было принято решение об организации рудника. Активизировалась эта работа в начале Великой Отечественной войны, когда фашисты прорвались к Северному Кавказу и освоенные месторождения вольфрама, необходимые для производства самолетов, танков, орудий, оказались во фронтовой полосе. Были приняты меры по организации добычи вольфрамовой руды в Смоленском районе в больших количествах.
По-военному высокими темпами велось строительство жилых и производственных помещений. В очень трудных горных условиях была проложена дорога к селу Черновая, по которой доставлялись строительные материалы и оборудование. Были заселены четыре многоквартирных барака, построены контора управления, семилетняя школа (в ней обучалось до ста учащихся), стационарная больница, работал зубоврачебный кабинет, просторный клуб, общественная баня, пекарня, магазин. Многие рабочие ставили свои избы. В месте впадения ручья Кулацкого в реку Осиновку довольно просторная полянка, на ней было установлено два локомобиля мощностью 125 лошадиных сил и 75 л.с. с двумя генераторами. Работали двигатели на дровах и мазуте, за сутки «сжигали» 26 кубометров дров. Дрова и крепь для подземных работ заготавливали в окрестностях. На вывозке руды и заготовке дров работали, в основном, женщины. Работа была очень трудной и физически тяжелой.
Производственная часть – сердце рудника, расположилась в верховьях реки Осиновка. Здесь были главные разработки – 16 открытых штолен, штольня для закрытой добычи, обогатительная фабрика («грохота», как называли ее местные жители), дробилка, 2 большие шаровые мельницы, 3 стола Вифлея, сушка, магнитный сепаратор, компрессорное хозяйство, водокачка, склады для хранения руды. Добывали руду в открытых штольнях – в горизонтальных или наклоненных подземных выработках, имевших выход на поверхность. Позже была пробита шахта глубиной 49 метров. Добыча руды в шахте шла вглубь, рабочие пробивали штреки – «горизонтальные коридоры».
Рудник ежемесячно поставлял до двух тонн вольфрамовой руды. Выработки были немаленькими – от штольни подземные горизонты в горном склоне были выбраны на высоту 73 м. Для работы под землей использовали 1,5 метровые пневматические буры с победитовыми наконечниками, ими пробивали шпуры. После этого взрывники начиняли готовые отверстия в горной породе и подрывали. Так, шаг за шагом, шла охота за вольфрамовой жилой в кварцевой породе. Когда находили вольфрамовую линзу, то работы продолжались в три смены. Из штольни и шахты руда поступала в дробилку, где на шаровых мельницах превращалась в песок, промывалась, проходила флотацию, при которой все примеси, пустая порода удалялись, оставался тяжелый металл. Затем обогащенная руда просушивалась в специальных печах и пропускалась через магнитный сепаратор, отделявший примеси железа, упаковывалась в брезентовые мешки по 50 кг и поступала на склад для хранения до отправки на металлургический комбинат Магнитогорска. Заработная плата зависела от выработки – шахта и штольни должны были давать ежемесячно две тонны вольфрамого концентрата. Были месяцы, когда план не удавалось выполнить. Поэтому на руднике должен был быть хороший маркшейдер (горный специалист, который определяет направление рудоносной жилы). Таким был Сасык – один из последних маркшейдеров на руднике.
Несмотря на тяжелые условия работы на руднике, устроиться сюда мечтали многие жители окрестных сел. Рудная жизнь давала «броню» от фронта, за труд платили по тем временам 160 рублей, часть зарплаты выдавали бонами: 1 бон – 50 рублей, по другим сведениям – 13 рублей 50 копеек. Килограммовая булка хлеба тогда стоили 12 копеек. Труд рабочих рудника был тяжелым и опасным для здоровья. Поэтому, несмотря на трудности военного времени, руководителями рудника уделялось большое внимание созданию для них нормальных условий. Через магазин рабочие обеспечивались необходимыми продуктами и промышленными товарами.
26 февраля 1954 года рудник прекратил свое существование. Его законсервировали, потому что считали убыточным. Для этого рудника затратной практически не окупаемой была транспортировка руды, постоянная нехватка электроэнергии. Словом, производство обходилось дорого. В связи с этим вольфрам стали ввозить из Китая. К концу войны в поселке проживали более трехсот человек. В двух километрах от центра, за перевалом, располагался второй небольшой поселок, который называли «Разведка», с населением около 70 человек. До 1963 года локомобиль мощностью 125 л.с. был увезен в Усть-Катунское для дальнейшей эксплуатации. По словам Маюнова Трифона Федуловича, последним начальником Белокурихинского рудника был Жуков.
За свою короткую историю рудник выполнил большую и очень важную для Родины работу. Такой маленький рудник в предгорьях Алтая помогал ковать долгожданную победу. Годы и активная деятельность человека сделали свое дело – последние конструкции рудника, которые являлись памятником своему времени, были изувечены, вырезаны и вывезены в неизвестном направлениями любителями «черного лома».
Но после закрытия люди еще оставались жить и работать на руднике до 1958 года (заготавливали дрова и т.д.). В 1954 году на рудник приехала геологическая партия и в течение четырех лет изучала возможность добычи бериллия. Однако вся работа была засекречена. В послевоенное время этот химический элемент использовался в космической промышленности.
Содержательный рассказ о деятельности Белокурихнского вольфрамового рудника стал возможен благодаря воспоминаниям Трифона Федуловича Маюнова, рудничного кузнеца и последнего «Генерального директора», как он называл себя в шутку, оставшись охранять законсервированное имущество рудника, и Петра Георгиевича Тутова, директора семилетней школы и парторга рудника, ветерана Великой Отечественной войны.
Эколого-краеведческий кружок БСШ №2 обращается с просьбой ко всем неравнодушным к своей истории людям поделиться любой имеющейся информацией – материалами, фото – о деятельности вольфрамовых рудников на Алтае.
Материал и фото предоставлены учителем истории Белокурихинской средней школы №2 К.В. Кожевниковым
Источник: газета "Планета NEWS"
Комментариев нет:
Отправить комментарий