Директора санаториев Белокурихи за август-сентябрь дважды писали письма вице-губернаторам: сначала Михаилу Щетинину, затем Сергею Локтеву. Они указывают на то, что в разы повысившийся земельный налог и неподъемные тарифы на тепло могут сделать их продукт неконкурентоспособным на фоне активного продвижения курорта властями. Одним из тех, кто подписался под письмами, стал Федор Елфимов, директор санатория "Россия" и, по признанию многих участников рынка, один из лучших менеджеров в курортном деле. Он рассказал о бремени тарифов, о том, как формируется цена путевки, и о спросе на Белокуриху.
Тяжелое бремя
- Федор Егорович, санатории Белокурихи в сезоне 2008–2009 годов почувствовали существенный спад: и по заполняемости, и, соответственно, по доходности. Однако уже в этом году отмечается серьезный рост числа гостей. Ваш санаторий почувствовал это на себе? Как для вас прошел летний сезон?
- Кривая у нас всегда примерно одинаковая. Провал у нас бывает ежегодно с 10 января и по май включительно. В июне мы начинаем набирать обороты. И в июле-августе нам уже приходится отказывать клиентам. Этим летом без конца раздавались звонки с просьбами принять, разместить. А у нас возможности нет. Мы не держим запаса. Нет у нас ни директорского, ни любого другого фонда на этот случай. В "России" 750 мест. В этом году у нас размещалось до 830 человек: в семейных номерах ставили дополнительные места для детей. Но перегруза мы не допустили, удержали ситуацию под контролем. Был небольшой спад по числу гостей в конце августа, перед школой. Но сегодня санаторий опять заполнен.
- В этом году вы повышали расценки на путевки?
- Летом цены всегда немного отличаются.
- Да, в сезон они традиционно повышаются. Но по сравнению с прошлым летом рост произошел?
- Мы его закладываем, но обычно эту разницу приходится или турагентствам отдавать, или за счет нее предприятиям-клиентам скидки делать. В итоге сегодня цена койкодня у нас ниже, чем летом прошлого года. При этом нужно иметь в виду, что у нас налог на землю возрос с 2,4 млн. до 8 млн. рублей. Тарифы на тепло тоже повысились немилосердно. И поэтому, когда сегодня нам предлагают, скажем, включить в курсы новые ванны или препараты, мы говорим, что тогда путевки станут неподъемными, потому что любые дополнения и нововведения ложатся на их себестоимость.
- К слову о тарифах. Проблема высокой платы за тепло становится для вас уже хронической, и вы с коллегами не раз о ней заявляли. А сколько у вас сегодня уходит на оплату других коммунальных услуг?
- В среднем примерно так: 1 млн. рублей - тепло, 600 тыс. - электроэнергия, 370–400 тыс. - вода, канализация и другая коммуналка. В других городах тарифы кратно ниже.
- Повысившийся налог на землю из-за переоценки кадастровой стоимости земли стал проблемой не только для вас, но и для многих предприятий края. На местах бизнес обращается к депутатам с просьбой установить минимальный коэффициент. Какую позицию заняли депутаты в Белокурихе?
- Применили максимальный коэффициент. Я сам депутат и пытался достучаться до коллег, но среди них практически нет руководителей предприятий, поэтому уговорить не удалось. Есть люди, которые считают, что с санаториев надо три шкуры драть, чтобы наполнить городской бюджет. Но это же неправильно. Санаторий "Россия" заплатил в прошлом году 63 млн. рублей налогов во все уровни бюджетов. Но их же заработать надо! Было время, когда санатории освобождались от налога на имущество, и развитие шло совершенно иными темпами. Сегодня любое увеличение бремени на нас сказывается на стоимости путевки. Поэтому нас нельзя сравнивать с Турцией, как это многие делают. Туда как минимум лететь в 2,5 раза дешевле, чем, скажем, из Москвы в Барнаул.
- Но и жители Барнаула говорят, что в Турцию съездить дешевле, чем отдохнуть в Белокурихе, добравшись до нее даже на собственном авто, то есть без перелета.
- Это необоснованное мнение. Это дикое заблуждение. Эти два продукта вообще нельзя сравнивать. Если только по проживанию и питанию. Но комплекс лечения, который предлагает сегодня Белокуриха - не только санаторий "Россия", - уникален. Можно все то же самое сделать в другом месте, но это будет не Белокуриха.
Агентства сокращают рентабельность
- Несмотря на увеличение налогового и тарифного бремени, вы тем не менее продолжаете развиваться. Корпус, например, новый достраиваете. Сколько вы закладываете на развитие?
- Федор Егорович, санатории Белокурихи в сезоне 2008–2009 годов почувствовали существенный спад: и по заполняемости, и, соответственно, по доходности. Однако уже в этом году отмечается серьезный рост числа гостей. Ваш санаторий почувствовал это на себе? Как для вас прошел летний сезон?
- Кривая у нас всегда примерно одинаковая. Провал у нас бывает ежегодно с 10 января и по май включительно. В июне мы начинаем набирать обороты. И в июле-августе нам уже приходится отказывать клиентам. Этим летом без конца раздавались звонки с просьбами принять, разместить. А у нас возможности нет. Мы не держим запаса. Нет у нас ни директорского, ни любого другого фонда на этот случай. В "России" 750 мест. В этом году у нас размещалось до 830 человек: в семейных номерах ставили дополнительные места для детей. Но перегруза мы не допустили, удержали ситуацию под контролем. Был небольшой спад по числу гостей в конце августа, перед школой. Но сегодня санаторий опять заполнен.
- В этом году вы повышали расценки на путевки?
- Летом цены всегда немного отличаются.
- Да, в сезон они традиционно повышаются. Но по сравнению с прошлым летом рост произошел?
- Мы его закладываем, но обычно эту разницу приходится или турагентствам отдавать, или за счет нее предприятиям-клиентам скидки делать. В итоге сегодня цена койкодня у нас ниже, чем летом прошлого года. При этом нужно иметь в виду, что у нас налог на землю возрос с 2,4 млн. до 8 млн. рублей. Тарифы на тепло тоже повысились немилосердно. И поэтому, когда сегодня нам предлагают, скажем, включить в курсы новые ванны или препараты, мы говорим, что тогда путевки станут неподъемными, потому что любые дополнения и нововведения ложатся на их себестоимость.
- К слову о тарифах. Проблема высокой платы за тепло становится для вас уже хронической, и вы с коллегами не раз о ней заявляли. А сколько у вас сегодня уходит на оплату других коммунальных услуг?
- В среднем примерно так: 1 млн. рублей - тепло, 600 тыс. - электроэнергия, 370–400 тыс. - вода, канализация и другая коммуналка. В других городах тарифы кратно ниже.
- Повысившийся налог на землю из-за переоценки кадастровой стоимости земли стал проблемой не только для вас, но и для многих предприятий края. На местах бизнес обращается к депутатам с просьбой установить минимальный коэффициент. Какую позицию заняли депутаты в Белокурихе?
- Применили максимальный коэффициент. Я сам депутат и пытался достучаться до коллег, но среди них практически нет руководителей предприятий, поэтому уговорить не удалось. Есть люди, которые считают, что с санаториев надо три шкуры драть, чтобы наполнить городской бюджет. Но это же неправильно. Санаторий "Россия" заплатил в прошлом году 63 млн. рублей налогов во все уровни бюджетов. Но их же заработать надо! Было время, когда санатории освобождались от налога на имущество, и развитие шло совершенно иными темпами. Сегодня любое увеличение бремени на нас сказывается на стоимости путевки. Поэтому нас нельзя сравнивать с Турцией, как это многие делают. Туда как минимум лететь в 2,5 раза дешевле, чем, скажем, из Москвы в Барнаул.
- Но и жители Барнаула говорят, что в Турцию съездить дешевле, чем отдохнуть в Белокурихе, добравшись до нее даже на собственном авто, то есть без перелета.
- Это необоснованное мнение. Это дикое заблуждение. Эти два продукта вообще нельзя сравнивать. Если только по проживанию и питанию. Но комплекс лечения, который предлагает сегодня Белокуриха - не только санаторий "Россия", - уникален. Можно все то же самое сделать в другом месте, но это будет не Белокуриха.
Агентства сокращают рентабельность
- Несмотря на увеличение налогового и тарифного бремени, вы тем не менее продолжаете развиваться. Корпус, например, новый достраиваете. Сколько вы закладываете на развитие?
- Мне сложно сказать в цифрах. Но от нашего оборота это совсем немного. Мы постоянно ведем текущий ремонт. Уже три года строим новый корпус. Все - на кредитные средства. Но проценты надо платить, а значит, зарабатывать. Мы построили новый корпус из-за кризиса (хоть и не люблю это слово) фактически в два раза дешевле. Договорились с подрядчиками: "Мы вам больше дать не можем, но вот столько дадим точно. И вы сохраните свое производство". Строительство перехода из старого корпуса в новый стоило бы 15 млн. рублей. Мы его построили за 9 млн. рублей.
Возвращаясь к вашему вопросу. Мы закладываем рентабельность 20%. Но 10–15% уходит контрагентам. Если мы получаем рентабельность от 8 до 12%, то считаем, что великолепно поработали. Когда говорят "санаторно-курортный бизнес", я улыбаюсь. В данном случае можно говорить о деятельности, о работе, о чем угодно, но о бизнесе — вряд ли.
- В некоторых турагентствах говорят, что с санаториями Белокурихи сложно работать, поскольку непросто договориться об агентской комиссии, вы считаете ее тяжеловатой. Это так?
- Агентская комиссия не просто тяжеловата, иногда она обременительна. Я помню, была комиссия 5%. Сегодня она достигает 15%.
- Собственных продаж вам не хватает?
- Наши отделы продаж мы учим, развиваем, усиливаем. Но без помощи агентств нам сложно, прежде всего - в решении вопроса сезонности. Но в турфирмах работает по нескольку человек, арендованы офисы и стоит несколько компьютеров. И они получают до 15% комиссии. А у нас? Только штатных сотрудников - 800 человек, фонд заработной платы от 13 до 15 млн. рублей. И наша рентабельность - 12%. Эти моменты не совсем справедливы.
Мы не забываем о медицине
- На "круглом столе", который проходил в Барнауле в ходе выставки "Человек. Экология. Здоровье", ваши коллеги говорили, что после того, как государство отказалось от финансирования программ по реабилитации граждан, санатории рискуют превратиться в отели с элементами оздоровления. Вы считаете, это теперь неизбежный путь развития отрасли?
- С одной стороны, в уставе любого предприятия первой задачей значится извлечение прибыли. С другой стороны, я убежден, что Белокуриха - это здравница. Сегодня мы пытаемся предоставить услуги на любой уровень притязаний. Экстрим-парк для лыжников и велосипедистов, горнолыжные спуски, каток для хоккеистов, лыжня для спринтеров, трасса для биатлона, экскурсионные программы на Синюху и т. д. - все это делается для гостей. Но это дополнительные услуги! Мы не жертвуем медициной. Основное наше преимущество - вода. Ее состав уникален.
- Какую долю в стоимости путевки составляет оказание именно медицинских, оздоровительных услуг?
- Примерно третью часть. Арифметика простая. 2,1 тыс. рублей - один койкодень. Делим на три: 700 рублей - проживание, 700 - трехразовое питание по типу шведского стола (это не просто яичко и кашка на завтрак), 700 - лечение. Вспомните, сколько стоит сейчас один только прием у доктора? 350 рублей. Тот комплекс, который предоставляем мы, не сравним с этим.
- Какую часть в общем объеме гостей занимают корпоративные клиенты - гости, приезжающие по путевкам, оплаченным предприятием?
- Порядка 30%. С корпоративными покупателями мы работаем годами. Они за нас держатся. Мы прислушиваемся к их пожеланиям. Но 40% составляет доля людей, которые покупают путевки самостоятельно.
- Распространено мнение о санаториях Белокурихи как о предприятиях, которые несут издержки по содержанию, особенно зимой, однако с лихвой отыгрывают их стоимостью путевок, и им грех жаловаться. Вы можете поспорить с такой точкой зрения?
- Это заблуждение. Цена нашей путевки по сравнению с затратами — три копейки. Убежден, что наш продукт стоит гораздо больше. Мы иной раз работаем "в ноль", иногда даже в минус (по зиме, как правило), только чтобы сохранить коллектив, чтобы дождаться лета, когда путевки на 15% дороже, и перекрыть потери. Мы без кредита не платим зарплату, без кредита не строим. А не развиваться, не совершенствоваться нельзя, люди не приедут.
Об участии в федеральной программе
- Кластер "Белокуриха" вошел в число пилотных проектов, которые будут участвовать в федеральной программе по въездному и внутреннему туризму. Наш санаторий постарается в нем поучаствовать. Мы развиваем направление в сторону горы Синюхи. Сам Бог велел идти туда. Гора высотой 1,3 тыс. метров, снег лежит с октября по май. Дорогу до заимки мы практически сделали. В 25 километрах от санатория "Россия" начинаются удивительные маршруты. И это все - в зоне доступа наших гостей.
О транспортной доступности
- К нам очень непросто добраться. Логистика не выстроена. Я сам не так давно летал в Ханты-Мансийск: сначала до Новосибирска ехал шесть часов, потом на самолете летел до Нижневартовска, переночевал там и уже потом полетел в Ханты-Мансийск. И поэтому сегодня говорят, что Бийский аэропорт необходим. Это действительно так. И когда спрашивают: "А зачем два аэропорта на расстоянии 200 километров", - то я отвечаю, что это совершенно разные вещи. 70–90 километров от аэропорта до мест отдыха - идеальное расстояние по всем мировым меркам.
О конкуренции внутри Белокурихи
- Она довольно высокая. Поверьте, в Белокурихе нет плохих санаториев. Но приоритеты у всех разные. Кто-то больше на отдых ориентирован, кто-то - на медицину, кто-то - на сервис.
Что мы знаем о Федоре Елфимове
Федор Егорович Елфимов родился в 1957 году в поселке Быстрый Исток Алтайского края. В 1979 году окончил Алтайский государственный институт культуры, начал работать хормейстером в бийском Доме культуры № 122, затем служил в армии. Во время службы прошел обучение в Оренбургской школе сержантского состава и выполнял воинские обязанности на посту заместителя начальника ансамбля песни и пляски Краснознаменного Сибирского военного округа. Позже несколько лет проработал лектором-экскурсоводом в санатории "Алтай". В 1985 году стал заведующим клубом санатория "Россия". С 1988 по 2003 год Федор Елфимов занимал пост заместителя главврача здравницы. Получил дополнительное образование на юридическом факультете АлтГУ и в Международной академии искусств в Москве. В мае 2003 года занял пост генерального директора санатория "Россия". С 2000 года - депутат городского Совета народных депутатов. Г-н Елфимов является соавтором трех патентов на изобретения по усовершенствованию методов лечения. Удостоен ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени, золотой медали "За выдающийся вклад в развитие и укрепление государства Российского", премии им. Петра Великого.
Возвращаясь к вашему вопросу. Мы закладываем рентабельность 20%. Но 10–15% уходит контрагентам. Если мы получаем рентабельность от 8 до 12%, то считаем, что великолепно поработали. Когда говорят "санаторно-курортный бизнес", я улыбаюсь. В данном случае можно говорить о деятельности, о работе, о чем угодно, но о бизнесе — вряд ли.
- В некоторых турагентствах говорят, что с санаториями Белокурихи сложно работать, поскольку непросто договориться об агентской комиссии, вы считаете ее тяжеловатой. Это так?
- Агентская комиссия не просто тяжеловата, иногда она обременительна. Я помню, была комиссия 5%. Сегодня она достигает 15%.
- Собственных продаж вам не хватает?
- Наши отделы продаж мы учим, развиваем, усиливаем. Но без помощи агентств нам сложно, прежде всего - в решении вопроса сезонности. Но в турфирмах работает по нескольку человек, арендованы офисы и стоит несколько компьютеров. И они получают до 15% комиссии. А у нас? Только штатных сотрудников - 800 человек, фонд заработной платы от 13 до 15 млн. рублей. И наша рентабельность - 12%. Эти моменты не совсем справедливы.
Мы не забываем о медицине
- На "круглом столе", который проходил в Барнауле в ходе выставки "Человек. Экология. Здоровье", ваши коллеги говорили, что после того, как государство отказалось от финансирования программ по реабилитации граждан, санатории рискуют превратиться в отели с элементами оздоровления. Вы считаете, это теперь неизбежный путь развития отрасли?
- С одной стороны, в уставе любого предприятия первой задачей значится извлечение прибыли. С другой стороны, я убежден, что Белокуриха - это здравница. Сегодня мы пытаемся предоставить услуги на любой уровень притязаний. Экстрим-парк для лыжников и велосипедистов, горнолыжные спуски, каток для хоккеистов, лыжня для спринтеров, трасса для биатлона, экскурсионные программы на Синюху и т. д. - все это делается для гостей. Но это дополнительные услуги! Мы не жертвуем медициной. Основное наше преимущество - вода. Ее состав уникален.
- Какую долю в стоимости путевки составляет оказание именно медицинских, оздоровительных услуг?
- Примерно третью часть. Арифметика простая. 2,1 тыс. рублей - один койкодень. Делим на три: 700 рублей - проживание, 700 - трехразовое питание по типу шведского стола (это не просто яичко и кашка на завтрак), 700 - лечение. Вспомните, сколько стоит сейчас один только прием у доктора? 350 рублей. Тот комплекс, который предоставляем мы, не сравним с этим.
- Какую часть в общем объеме гостей занимают корпоративные клиенты - гости, приезжающие по путевкам, оплаченным предприятием?
- Порядка 30%. С корпоративными покупателями мы работаем годами. Они за нас держатся. Мы прислушиваемся к их пожеланиям. Но 40% составляет доля людей, которые покупают путевки самостоятельно.
- Распространено мнение о санаториях Белокурихи как о предприятиях, которые несут издержки по содержанию, особенно зимой, однако с лихвой отыгрывают их стоимостью путевок, и им грех жаловаться. Вы можете поспорить с такой точкой зрения?
- Это заблуждение. Цена нашей путевки по сравнению с затратами — три копейки. Убежден, что наш продукт стоит гораздо больше. Мы иной раз работаем "в ноль", иногда даже в минус (по зиме, как правило), только чтобы сохранить коллектив, чтобы дождаться лета, когда путевки на 15% дороже, и перекрыть потери. Мы без кредита не платим зарплату, без кредита не строим. А не развиваться, не совершенствоваться нельзя, люди не приедут.
Об участии в федеральной программе
- Кластер "Белокуриха" вошел в число пилотных проектов, которые будут участвовать в федеральной программе по въездному и внутреннему туризму. Наш санаторий постарается в нем поучаствовать. Мы развиваем направление в сторону горы Синюхи. Сам Бог велел идти туда. Гора высотой 1,3 тыс. метров, снег лежит с октября по май. Дорогу до заимки мы практически сделали. В 25 километрах от санатория "Россия" начинаются удивительные маршруты. И это все - в зоне доступа наших гостей.
О транспортной доступности
- К нам очень непросто добраться. Логистика не выстроена. Я сам не так давно летал в Ханты-Мансийск: сначала до Новосибирска ехал шесть часов, потом на самолете летел до Нижневартовска, переночевал там и уже потом полетел в Ханты-Мансийск. И поэтому сегодня говорят, что Бийский аэропорт необходим. Это действительно так. И когда спрашивают: "А зачем два аэропорта на расстоянии 200 километров", - то я отвечаю, что это совершенно разные вещи. 70–90 километров от аэропорта до мест отдыха - идеальное расстояние по всем мировым меркам.
О конкуренции внутри Белокурихи
- Она довольно высокая. Поверьте, в Белокурихе нет плохих санаториев. Но приоритеты у всех разные. Кто-то больше на отдых ориентирован, кто-то - на медицину, кто-то - на сервис.
Что мы знаем о Федоре Елфимове
Федор Егорович Елфимов родился в 1957 году в поселке Быстрый Исток Алтайского края. В 1979 году окончил Алтайский государственный институт культуры, начал работать хормейстером в бийском Доме культуры № 122, затем служил в армии. Во время службы прошел обучение в Оренбургской школе сержантского состава и выполнял воинские обязанности на посту заместителя начальника ансамбля песни и пляски Краснознаменного Сибирского военного округа. Позже несколько лет проработал лектором-экскурсоводом в санатории "Алтай". В 1985 году стал заведующим клубом санатория "Россия". С 1988 по 2003 год Федор Елфимов занимал пост заместителя главврача здравницы. Получил дополнительное образование на юридическом факультете АлтГУ и в Международной академии искусств в Москве. В мае 2003 года занял пост генерального директора санатория "Россия". С 2000 года - депутат городского Совета народных депутатов. Г-н Елфимов является соавтором трех патентов на изобретения по усовершенствованию методов лечения. Удостоен ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени, золотой медали "За выдающийся вклад в развитие и укрепление государства Российского", премии им. Петра Великого.
Источник: Ваше дело
1 комментарий:
аппетиты руководства умерьте,и рентабельность вырастет.а то при такой рентабельности и такие зарплаты!о..уеть!
Отправить комментарий