За прошедший год слово «импортозамещение» обрело предметный смысл. И в курортном деле в том числе. Впрочем, в курортном бизнесе «наш ответ Чемберлену» (точнее, кризису и санкциям) пишется и формулируется иначе, нежели в пищевой и легкой промышленности. Успех промышленников – это, например, сибирская моцарелла, неотличимая от моцареллы итальянской. А успех курортологов в том, чтобы словосочетание «Сибирские Альпы» не просилось на язык. Потому что Алтай – не Альпы. И не пытается ими быть. Он и в своем собственном образе прекрасен.
В общем, равенство без подражания – таким был негласный девиз сибирской курортологии в 2015 году. Налицо «взросление» курортной отрасли: стать альтернативой зарубежным курортам смогли именно те здравницы, которые потенциалом соперничества действительно обладали. Например, ярче стал блеск собирательного бренда «Белокуриха». Имя алтайского города-курорта в 2015-м плотно вошло в словарный запас туристических компаний России. И продажи в секторе оздоровительного туризма выросли. По нашим оценкам, интерес к оздоровительному туризму в той или иной степени высказывают до 40% россиян, планирующих будущий отдых. Такой взрывной рост – настоящая сенсация. Ведь внутренний оздоровительный туризм практически дышит в спину фавориту – выездному релакс-туризму. Да, тому самому – с набором «пляж – круиз – шведский стол».
Такой статистический сдвиг объясняется двумя причинами. Во-первых, этот загранично-круизно-пляжный туризм подорожал, став неподъемным для семьи со средним бюджетом. Во-вторых, изменились и целевые приоритеты отпускников: разудалый отпуск-отрыв, после которого нужно долго приходить в себя и мучительно возвращаться к работе, стал не столь привлекателен. У него появилась позитивная альтернатива – отдых оздоровительный. Отдых, помогающий избавиться от недугов, нажитых за трудовой год. Помогающий упредить, перехватить на подходе еще не развившиеся болезни. В общем, отдых, позволяющий накопить сил для будущего трудового года и сэкономить на лечении. Ведь вложения в профилактику – это будущая экономия на экстренных лечебных расходах. Интерес к такому отдыху вырос столь существенно, что можно даже говорить об изменении потребительских приоритетов. И в поле зрения отпускников оказались, прежде всего, отечественные курортные бренды. И собирательные, как Белокуриха, и бренды конкретных санаториев. Ведь именно они для той же Белокурихи стали «локомотивами», именно они вывели ее в ближний круг клиентского интереса.
В 2015-м существенно изменилась клиентская география курортного дела. Раньше естественным разделителем рынка был Урал. Москвичи и петербуржцы оздоравливались на курортах Северного Кавказа, Краснодарского края и зарубежной Европы. Остальной России в поле их зрения не было. Прорывным стал прошедший год: Центральная Россия увидела Сибирь. Увидела ее курорты.
- В 2015 году мы отметили ощутимое увеличение интереса и двукратный рост продаж из европейской части страны. До того основными «поставщиками» гостей были регионы Сибири и их центры – Красноярск, Новосибирск, Кузбасс, Иркутск, Томск, Тюмень, Якутия, - говорит директор санатория «Родник Алтая» Андрей Петухов.- В Сибири и Белокуриха все более известна, и репутация нашего санатория наработана. Многие из сибиряков – это клиенты, приезжающие во второй*, а то и в третий раз (*доля повторных посещений санатория составила в 2015 году 20%). А приток гостей из европейской России – это в некотором смысле приятная неожиданность для нас. Ведь в рекламу по ту сторону Урала мы практически не вкладывались. Значит, это именно тот самый репутационный капитал – статус, который наживается не быстро, даже не за два сезона. Но если уж он есть, это объективно.
То есть большинство гостей из Центрального федерального округа – это прежняя аудитория всесезонных зарубежных курортов или те, кто не отождествлял понятие «санаторий» со своим каникулярным досугом. Не отождествлял, полагая, что санаторий – это «для старых и больных». Именно на демонтаж этого стереотипа были направлены усилия алтайских курортологов.
В случае с «Родником Алтая» модернизацию имиджа можно считать завершенной.
- Наша аудитория существенно помолодела, считает Андрей Петухов. - Сейчас ее типично-обобщенный образ таков: семья с детьми, где родителям от 28 до 40 лет, ориентированная на здоровый образ жизни. Прежде предметом интереса таких людей были морские и горные курорты дальнего зарубежья. И отечественное предложение они открывают для себя фактически заново, как дебютанты. Они воспитаны укладом зарубежных курортов как взыскательные гости, тщательно соизмеряющие свои расходы и полученный сервис. Но зато, если уж они довольны, то обязательно становятся «возвращенцами» (им был в 2015-м каждый пятый гость). Наш двадцатипроцентный приток повторных посещений – это именно такая клиентура. Люди, оценившие пропорцию цены и качества. И ценящие уникальный курортный сервис, которого в других краях попросту нет.
Именно на уникальные услуги и методики была сделана ставка в «Роднике Алтая».
Начнем с того, что сама Белокуриха не нуждается в подражательных комплиментах вроде «сибирская Швейцария». Это вполне самобытная система, где многие физико-климатические факторы уникальны. И даже образуют сумму: особый ионизированный воздух + целительный радон + минеральные воды + традиции пантотерапии + богатый фитофонд (среди полезных растений Алтая немало эндемиков – видов, не произрастающих нигде больше). Курорт с таким плотным набором оздоровительных факторов просто обязан стать популярным.
Что логичным образом и произошло. В 2015 году клиентский бум ощутили и вся Белокуриха, и конкретно «Родник Алтая». Санаторий принял и оздоровил на 1500 человек больше, чем в 2014-м. 2500 гостей из этого потока – дети младше 14 лет (то есть каждый пятый). Самым «детским» месяцем ожидаемо стал июль.
Детство – вообще одна из флагманских тем в «Роднике Алтая». Профилактика детских сезонных болезней, борьба с дефектами развития костной системы и опорно-двигательного аппарата, лечение детских неврозов – все это предмет внимания опытных специалистов санатория. В общем, детское оздоровление – один из ярких марочных «якорей».
Но не единственный. Взрослая проблематика в санатории тоже проработана. Обширный комплекс оздоровительных программ – от традиционных методик до новейших техногенных – позволяет бороться с широким спектром недугов. Диапазон – от «синдрома менеджера» (невинность которого, к слову, обманчива) до хронических заболеваний. При этом в атмосфере санатория нет никакой «больничности». Уютные номера, замечательный сосновый бор под окнами, уникальный комплекс бассейнов – уклад жизни тут больше всего похож на отель. И доводы тех, кто предпочел «Родник Алтая» дальним берегам, становятся понятны при первой же прогулке по санаторию. К слову, руководство санатория намерено «подогревать» клиентское внимание системно и целенаправленно. В санатории принята долгосрочная программа развития, и каждый последующий сезон здесь обещает быть ярче предыдущего.
Комментариев нет:
Отправить комментарий